Словари и энциклопедии онлайн
D K M R
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
ША ШВ ШЕ ШИ ШК

ШВЕЙЦЕР

ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (1875-1965) - немецко-французский мыслитель-гуманист, теолог, врач, пастор, музыковед, теоретик философии культуры, общественный деятель. Негритянский доктор в Ламбарене (Габон, Экваториальная Африка) (1913-1917, 1924- 1965). Доктор философии (тема диссертации Философия в постановке задач очищения религии И.Канта, 1899); доктор теологии (1900); доктор медицины (тема диссертации Психиатрическая оценка Иисуса: характеристика и критика, 1913). Лауреат Нобелевской премии Мира (1952) и франкфуртской премии Гёте (1928). Основные сочинения: Проблема Тайной вечери на основании научных исследований 19 столетия и исторических сообщений (1901), Тайна мессианизма и страдания. Очерк жизни Иисуса (1901), И.С.Бах (1908), Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть I (1923), Культура и этика. Философия культуры. Часть II (1923), Христианство и мировые религии (1924), Отношение белых к цветным расам (1928), Мистика апостола Павла (1930), Религия в современной культуре (1934), Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика (1935), О положении нашей культуры (1947), Гёте. Четыре речи (1950), Философия и движение в защиту животных (1950), Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхатологическую (1953), Проблема мира в современном мире (1954), Проблема этического в развитии человеческой мысли (1954-1955), Гуманность (1961, опубликована в 1966) и др. Человек, согласно Ш., приближает к себе и осваивает мир не на основе его познания, а благодаря переживанию его, которое трагично. Два переживания омрачают мою жизнь, - писал Ш. - Первое состоит в понимании того, что мир предстает необъяснимо таинственным и полным страдания; второе - в том, что я родился в период духовного упадка человечества. Существование людей в исторической перспективе обусловливается не столько их мышлением, сколько осознанием того, что любой из нас есть жизнь, желающая жить среди жизни. Стремясь сформулировать (в европейской интеллектуальной традиции вслед за Шопенгауэром) путь к избавлению от страданий, Ш. усматривал его в акцентированно свободном и осмысленном волеизъявлении человека. Благоговение перед жизнью, согласно философскому миропредставлению Ш. (самообозначение - новый рационализм), должно выступать основанием универсальной, космической этики и мировоззрения вообще человека и человечества. (Согласно Ш., свободное и глубокое мышление не подвержено субъективизму... мышление по самой своей природе особым образом побуждает благоговение перед жизнью вступить в бой со скептицизмом.) Благоговение перед жизнью содержит в себе, по мысли Ш., смирение, миро-и жизнеутверждение и соответствующую этику. Последняя у Ш. не подчеркивает различия между высшей и низшей, более ценной и менее ценной жизнью. Благоговение перед жизнью постулирует безграничную ответственность за все живое на Земле. Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло - есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей. Мировоззрение миро- и жизнеутверждения способно стать истинной культуротворящей силой лишь в гармонии с подлинными этическими ценностями. Для осуществления принципа благоговения перед жизнью (этот принцип - ядро, несущая конструкция антинормативистской по сути этики Ш.), не допускающего парциальных решений, ...сознательно и по своей воле я отдаюсь бытию. Я начинаю служить идеалам, которые пробуждаются во мне, становлюсь силой, подобной той, которая так загадочно действует в природе. Таким путем я придаю внутренний смысл своему существованию. Лишь в границах такого подхода, по Ш., возможно преодолеть пагубный характер воздействия современной цивилизации на человека. Конкретно-личностное начало в человеке не должно подавляться интересом всеобщего: воля, олицетворяющая свободное и нравственное начало в человеке, безусловно, значимее знания и понимания, обосновывающих неиз- бежность подчинения людей репертуарам объективации закономерностей внешнего мира. Организованные государственные, социальные и религиозные объединения нашего времени пытаются принудить индивида не основывать свои убеждения на собственном мышлении, а присоединяться к тем, которые они для него предназначили. Человек, исходящий из собственного мышления и поэтому духовно свободный, представляется им чем-то неудобным и тревожащим, - отмечал III., - ...сверхорганизация нашей общественной жизни выливается в организацию бездумья. Смысл бытия человека, полагал Ш., - непрестанное самосовершенствование с целью гармонизации и улучшения собственной природы. Иной путь не является достойным человека, его духа, освященного божественным происхождением. По мнению Ш., именно уровень гуманизма, достигнутый обществом в целом, адекватно отражает степень его зрелости и человекосоразмерности. A.A. Грицанов
на заглавную 10 самыхСловари к началу страницы
© 2015 XHTML | CSS
1.8.11