Словари и энциклопедии онлайн
D K M R
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
ТА ТВ ТЕ ТО

ТЕКСТОВОЙ АНАЛИЗ

ТЕКСТОВОЙ АНАЛИЗ - одна из методологических стратегий постмодернистской текстологии, призванных представить текст как процесс нон-финального смыслогенеза. Т.А. конституирован Р.Бартом в первой половине 1970-х в контексте аналитики художественных текстов (S/Z, Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По и др.). Базисной идеей Т.А. выступает идея соединить постструктуралистские установки на аналитику наличной структуры текста, с одной стороны, и постмодернистское видение текста как принципиально аструктурной ризоморфной (см. Ризома, Номадология) среды смыслогенеза: в наших исследованиях должны сопрягаться две идеи, которые с очень давних пор считались взаимоисключающими: идея структуры и идея комбинаторной бесконечности. Согласно позиции Р.Барта (и в специфике этой позиции нельзя не увидеть особенности творческой эволюции данного автора), примирение этих двух постулатов оказывается необходимым потому, что человеческий язык, который мы все глубже познаем, является одновременно и бесконечным, и структурно организованным. Т.А. принципиально отличен от традиционного (так называемого объясняющего) анализа текста, результаты которого объективировались в семантическом пространстве, очерченном классическим пониманием детерминизма (см. Неодетерминизм, Смерть Бога): Т.А. не стремится выяснить, чем детерминирован данный текст, взятый в целом как следствие определенной причины; цель состоит скорее в том, чтобы увидеть, как текст взрывается и рассеивается в межтекстовом пространстве (Р.Барт). По Р.Барту, текстовой анализ не ставит себе целью описание структуры произведения; задача видится не в том, чтобы зарегистрировать некую устойчивую структуру, а скорее в том, чтобы произвести подвижную структурацию текста (структурацию, которая меняется от читателя к читателю на протяжении истории), проникнуть в смысловой объем произведения, в процесс означивания (см. Означивание). В связи с этим стратегия Т.А. фундирована принципиальным отказом от возможности обнаружения единственного (имманентного, корректного и т.п.) смысла текста; однако, в столь же малой степени Т.А. подчинен задаче экспликации всех потенциально возможных его смыслов (это было бы невозможно, поскольку текст бесконечно открыт в бесконечность), - речь идет об аналитической процедуре, которая имеет своим предметом процессуальности смыслогенеза: прослеживать пути смыслообразования, выявляя те формы, те коды, через кото- рые идет возникновение смыслов текста (Р.Барт). Таким образом, сущность Т.А. может быть зафиксирована следующим образом: мы не стремится реконструировать структуру текста, а хотим проследить за его структурацией (Р.Барт). Необходимой предпосылкой осуществления Т.А. выступает, по Р.Барту, адаптация исследователем таких презумпций постмодернистской текстологии, как: 1) презумпция семантической открытости текста - основу текста составляет не его закрытая структура, поддающаяся исчерпывающему изучению, а его выход в другие тексты, в другие коды, в другие знаки (см. Пустой знак, Означивание, Трансцендентальное означаемое); 2) презумпция интертекстуальности - текст существует лишь в силу межтекстовых отношений (см. Интертекстуальность); 3) презумпция принципиальной неполноты любого прочтения текста (а процессуальность Т.А., по Р.Барту, реализуется именно в контексте процедур чтения, но чтения как бы в замедленной съемке) - потеря смыслов есть в известной мере неотъемлемая часть чтения: нам важно показать отправные точки смыслообразования, а не его окончательные результаты (см. Чтение, Смерть Автора). При существенных семантико-методологических различиях ТА., с точки зрения его статуса, занимает в концептуальной системе Р.Барта такое же место, что и стратегия деконструкции в концептуальной системе Деррида. М.А. Можейко
на заглавную 10 самыхСловари к началу страницы
© 2015 XHTML | CSS
1.8.11