Словари и энциклопедии онлайн
D K M R
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
ТА ТВ ТЕ ТО

ТЕЛЕСНОСТЬ

ТЕЛЕСНОСТЬ - понятие неклассической философии, конституированное в контексте традиции, преодолевающей трактовку субъекта в качестве трансцендентального и вводящей в поле философской проблематики (легитимирующей в когнитивном отношении) такие феномены, как сексуальность, аффект, перверсии, смерть и т.п. (Ницше, Кьеркегор, Кафка и др.). Во многом продолжая эту традицию (например, в рамках аналитик сексуальности у Фуко), постмодернизм, наряду с этим, осуществляет радикальное переосмысление данного понятия в плане предельной его семиотизации. Согласно постмодернистской интерпретации, у Т. нет ничего общего с собственно телом или образом тела. Это тело без образа, в котором ничто не репрезентативно (Делез). Арто говорил в свое время о телесном языке; А.Жарри полагал, что актер должен специально создавать себе тело, подходящее для... роли; А.Юберсфельд в рамках семиологии театра интерпретировала тело актера как не имеющее иной формы бытия, помимо знаковой: наслаждение зрителя в том, чтобы читать и перечи- тывать письмо тела... Объект желания ускользает, он есть и не есть... Сам статус зрителя образован невозможностью удовлетворения, - и не только потому, что он не может обладать объектом своего желания, - ведь даже если бы он обладал им, ему принадлежало бы нечто совсем иное, а не то, чего он желает. Т. и текстуальность, т. обр., оказываются практически изоморфными, конституируя то, что в постмодернистской рефлексии получает наименование конфигурации пишущего тела. Р.Барт непосредственно пишет о Т.: Что же это за тело? Ведь у нас их несколько; прежде всего, это тело, с которым имеют дело анатомы и физиологи, - тело, исследуемое и описываемое наукой; такое тело есть не что иное, как текст, каким он предстает взору грамматиков, критиков, комментаторов, филологов (это фено-текст). Между тем, у нас есть и другое тело - тело как источник наслаждения, образованное исключительно эротическими функциями и не имеющее никакого отношения к нашему физиологическому телу: оно есть продукт иного способа членения и иного типа номинации. В проекции постмодернизма, бытие субъекта - это не только бытие в текстах, но и текстуальное по своей природе бытие (см. Симуляция). Развивая идею неклассической философии о том, что Т., по словам Марселя, есть своего рода пограничная зона между быть и иметь, постмодернизм переосмысливает феномен интенциональности сознания в качестве направленного вовне желания, - как пишет Гваттари, желание - это все, что существует до оппозиции между субъектом и объектом. Фиксация структурным психоанализом вербальной артикулированности бессознательного (Лакан) приводит постмодернизм к трактовке желания как текста. - Вербально артикулированное желание направлено на мир как текстуальную реальность, в свою очередь, характеризующуюся желанием-сказать (Деррида). В контексте этого вербально артикулированного процесса утрачивается не только дуализм субъекта и объекта (в контексте общей парадигмальной установки постмодернизма на отказ от презумпции бинаризма), но и дуализм тела и духа, что задает фундамент для парадигматической установки, получившей универсально принятое название сращивания тела с духом. - Т. понимается как семиотически артикулированная и ориентированная текстуально: как пишет Р.Барт, удовольствие от текста - это тот момент, когда мое тело начинает следовать своим собственным мыслям. И, наоборот, текст обретает характеристики Т.: как пишет Р.Барт, текст обладает человеческим обликом; быть может, это образ, анаграмма человеческого тела? Несомненно. Но речь идет именно о нашем эротическом теле. Т., т.обр., артикулируется постмодернизмом как сфера разворачивания социальных и дискурсивных кодов: феноменологическое тело у Мерло-Понти, соци- альное тело у Делеза и Гваттари, текстуальное тело у Р.Барта, etc. - и оказывается, подобно всем дискурсивным средам, местом диссоциации Я (см. Смерть субъекта). В этом отношении философия постмодернизма рефлексивно осмысливает себя как философию новой Т.. (См. также Тело, Тело без органов.) М.А. Можейко
на заглавную 10 самыхСловари к началу страницы
© 2015 XHTML | CSS
1.8.11