Словари и энциклопедии онлайн
D K M R
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
НА НЕ

НАСТОЯЩЕЕ

НАСТОЯЩЕЕ - понятие постмодернистской философии, в содержании которого традиционная семантика соответствующего термина переосмыслена в плане поворота от сугубо темпоральной его интерпретации к его трактовке в качестве единственной реальности бытия, различные конфигурации осмысления которой выступают в качестве проекций прошлого и будущего. Так, по оценке Делеза, только настоящее существует во времени... Всякое будущее и прошлое таковы лишь в отношении к определенному настоящему... но при этом принадлежат более обширному настоящему. Всегда есть более обширное настоящее, вбирающее в себя прошлое и будущее. Именно и только Н., понятое как всеохватная тотальность данного нам бытия, характеризуется всей полнотой материальной событийности: настоящее - это все; прошлое и будущее указывают только на относительную разницу между двумя настоящими (Делез). В рамках постмодернистских аналитик Н. могут быть выделены два магистральных направления его исследования: 1) направление, центрированное анализом такого аспекта Н., как его имманентная неравновесность, обеспечивающая принципиальную нелинейность любой связанной с ним процессуальности. Фактически Н. в его постмодернистской интерпретации может быть понято как неравновесная среда, обладающая креативным потенциалом самоорганизации, по отношению к перманентному Н. которой все конкретно возможные ее модификации выступают в качестве своего рода аналога диссипативных структур: так, Деррида определяет актуальное состояние текста как характеризующееся своего рода взвихренностью; Делез связывает феномен креативного потенциала Н. с его потрясением (или умопомешательством глубины) и т.п.; 2) направление, анализирующее феномен Н. в свете идеи историчности форм опыта (мы, согласно Фуко, не только конечные, но и исторически определенные существа). В рамках данного подхода к Н. Фуко вводит в категориальный аппарат постмодернизма понятийную структуру онтология настоящего (или онтология нас самих), фундированную той презумпцией, что наличное состояние субъекта (как общества, так и индивида) задана конкретно определенными, исторически артикулированными и социокультурно детерминированными нормативами дискурса, знания, власти и субъективности как таковой (см. Смерть субъекта, Воскрешение субъекта). Согласно самоопределению Фуко, данному в беседе Нет - секс-королю (1977), философская работа есть не что иное, как работа историка настоящего. В свете этого, заданного презумпцией Н., подхода к предметности центральной задаче философа оказывается задача анализировать наше собственное настоящее (Фуко). А если учесть, что этот анализ выступает в постмодернизме в качестве программно критического (аналитическая критика у Деррида), то эта задача артикулируется как задача диагностики: от программы диагностировать настоящее у Фуко до известного обозначения Хабермаса в качестве диагноста своего времени. В целом, в постмодернистской системе отсчета Н. выступает фактически основным предметом философского осмысления (см. Основной вопрос философии): В форме столь же наивной, как сказка для детей, я скажу, что вопросом философии долгое время было: В этом мире, где все гибнет, - что есть не-преходящего? Что мы суть - мы, которые должны умереть, - в отношении к тому, что не проходит?. Мне кажется, что начиная с XIX века философия непрестанно приближается к вопросу Что происходит теперь, и что такое мы - мы, которые, быть может, суть не что иное и не более, чем то, что происходит теперь?. Вопрос философии - это вопрос об этом настоящем, которое и есть мы сами (Фуко). М.А. Можейко
на заглавную 10 самыхСловари к началу страницы
© 2015 XHTML | CSS
1.8.11