Словари и энциклопедии онлайн
D K M R
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
ПА ПЕ ПИ ПЛ ПО

ПЕРСОНАЛИЗМ

ПЕРСОНАЛИЗМ (лат. persona - личность) - концепция человека в современной христианской философии, фундированная характерной для теизма персонификацией Бога, инспирирующей остро значимую ак- центировку неповторимости и максимальной ценности личности как таковой. Развивается мыслителями как католической, так и отчасти протестантской ориентации, в единичных случаях оформляется на базе православия или как внеконфессиональная. Первое употребление термина П. относится к Речи о религии к образованным людям, ее презирающим, Шлейермахера (1799). Основы персоналистской парадигмы трактовки личности заложены в историко-философской традиции антифизикалистскими и антинатуралистическими установками интерпретации человека: философия чувства и веры Ф. Якоби, теологическая этика X. Тиллике, антропологические идеи Б. Олкотта, социальное христианство III. Пеги, этический П. и концепция надвитального предназначения человека Шелера и традиция экзистенциализма. Выделяют: а) американскую ветвь П. (Б.П. Боун, Дж. Ройс, Дж. X. Хауисон, Р.Т. Флюэллинг, Э.Ш. Брайтмен, У. Хокинг); печатный орган - журнал Personalist (с 1920); б) французскую ветвь П. (Мунье, Ж. Лакруа, М. Недонсель, П.-Л. Ландсберг, Г. Мадине, Д. де Ружмон, Ж.-М. Доменак, в определенный период своего творчества - Рикер и М. Дюфрен); печатный орган - журнал Esprit (Дух, с 1932); в) могут быть зафиксированы также представители П. в английской (Б. Коутс, Х.У. Керр), германской (В. Штерн) и русской (Бердяев) философских традициях. Личностный метод, выражающий саму суть такого вектора мысли, как теизм, обретает в П. инструментальный статус, не только задавая трактовку человека как уникальной субъективности, но и определяя парадигмальные установки персоналистской концепции в целом. Фундаментальный для теизма принцип диалогичности сосуществования человека и Бога, наиболее наглядно проявляющий себя в мистической концепции, эксплицитно выступает основой философской концепции П. как в сфере нравственно-этической проблематики, так и в рамках социально-философской доктрины. Базовой для П. является коммуникативная теория личности, фундированная идеями трансцендентности целей ее существования. Будучи тварной, личность характеризуется вовлеченным существованием, т.е. укоренена в земной контекст. Однако наряду с вещным в ней обнаруживает себя и невещное начало - божественный духовный свет Творца (Быт. II, 7). В силу этой амбивалентности для личности характерны три вектора ее существования: 1) - экстериоризация, т.е. самоосуществление вовне, в миру (деятельность человека - это его завершение, ткань его жизни - Мунье); внешнее самовыражение может принимать любые творческие формы (например, искусство, позволяющее, по оценке Мунье, с помощью косвенных знаков выразить трансцендентное, которое живет среди нас и потому поддается некоторой характеристике), однако ав- тохтонной сферой экстериоризации личности является личное общение, коммуникация, где встреча Я с Ты, переживаемая в качестве ценности, задает в земном контексте особые формы существования - прямое и не имеющее внешней цели соприкосновение двух Я - незаинтересованная деятельность, непосредственно не предусматривающая организации внешних отношений (Мунье), живое общение по ту сторону слов и систем, а горизонт коммуникативной сферы задается через перспективу трансценденции: чтобы быть собой, следует быть, по меньшей мере, вдвоем; для того, чтобы быть в полной мере собой, необходимо, чтобы другим был Бог (Недонсель), и именно в этом смысле личность представлена в П. как творческая и творящая (creative personality у Флюэллинга); 2) - интериоризация, т.е. духовная самоуглубленность, возможность реализовать себя во внутреннем душевном мире (наиболее непреходящий, перманентный предмет в творении - это потребность человеческой души в свободе - Флюэллинг); однако движение, которое создает личность, не замыкается на себе самом, оно указывает на трансценденцию (Мунье), выводя персональное сознание на надиндивидуальный, но при этом не перестающий быть персонально артикулированным уровень; 3) - трансценденция (бездна личностной трансценденции - Мунье), т.е. ориентация на высшую самореализацию, возможную в акте духовного единения (коммуникации) с Богом. Трансцендирование человека к Богу в акте веры получает в П. свое глубокое экзистенциальное обоснование: верование в Бога имплицировано в элементарнейшем и глубочайшем виде человеческого поведения - факте доверия (Лакруа), дополняясь в ряде случаев аргументацией герменевтического характера: Человек - это требование смысла, Бог - это смысл мира, мир - это язык Бога (Лакруа). Внешний объективизм, т.е. восприятие мира вне его внутреннего смысла, признание материи как первичного начала является удивительно простым и заманчивым объяснением мира, но в то же время самым опасным и ложным (Флюэллинг). Коммуникативный потенциал личности во взаимодействии с внешним миром проявляет себя как опыт: все существующее есть опыт и проявление энергии личности, которая больше, чем природа (Брайтмен). В этом контексте проблема объективности может быть разрешена только с допущением существования творческого космического разума, в качестве которого выступает дух персональный, всеобъемлющий и верховный (Флюэллинг). Соответственно этому, и вся история человечества в своем глубинном смысле есть история саморазвития персонального духа, асимптотически стремящегося к достижению царства Божьего (Флюэллинг). В этом отношении бытие личности обретает свой центральный смысл посредством де- терминации будущим, а - в обратном векторе - история выступает не как имманентная себе, но как динамика личного существования (Мунье). Коммуникативные ценности лежат и в основе социально-политической концепции П., оформляя идеал персональной и коммуникативной цивилизации или общества личностей (Мунье), который генетически восходит к идее Якоби о непосредственной данности человеку в его земном бытии знания и чувства трансцендентного Абсолюта как истока собственной личности, конституирования своей индивидуальности посредством причастности ко всеобщему. Вечная Божественная Республика базируется на прокладке мостов между классами вопреки всем противостояниям материальных интересов (Хокинг). В этой сфере, отдав дань марксизму, сформировавшему, по оценке Мунье, трансисторический идеал прозрачности отношений между людьми и, следовательно, прозрачности личных сознаний друг для друга, П. тем не менее выступает с критикой современного общества - вне его идеологической дифференциации - как поставившего безличное Мы выше интересов частной личности (коммунизм как безличное счастье у Флюэллинга, Мунье о коммунистической идеологии как философии третьего лица и др.). И в том случае, если внутри социальной системы личность как свободный дух будет противопоставлена обществу и его притязаниям определять всю жизнь личности, судьба личности будет противопоставлена теории прогресса (Бердяев), - сама демократия может оказаться формой тирании над личностью (Мунье). Еще более опасным и пагубным для духовного мира и потенциала интериоризации личности является внутреннее деструктурирующее проникновение миражей массового сознания в персональное сознание: по определению Хокинга, привычка собираться в толпы и принадлежать толпе стала угрозой цивилизации и должна быть определена как специфическая болезнь современного общества. В этой связи в рамках П. оформляется глубоко гуманистический тезис о свободе личности как критерии демократичности общества: личность есть высшая сущность демократии (Флюэллинг), что стимулирует тенденцию сближения П. как с социально ориентированными направлениями современной философии (прежде всего, концепцией постиндустриального общества), так и с экзистенциализмом и философской антропологией (программа Ж. Лакруа). Термин П. в настоящее время используется не только в рамках христианской философии, обретая более широкое оценочно-семантическое звучание и выражая общеаксиологическую установку на доминирование человека над человечеством как абстракцией (онтологический П. Парейсона). (См. также Мунье, Парейсон.) М.А. Можейко
на заглавную 10 самыхСловари к началу страницы
© 2015 XHTML | CSS
1.8.11