Словари и энциклопедии онлайн
D K M R
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
ЗА ЗВ ЗЕ

ЗАКАТ МЕТАНАРРАЦИЙ

ЗАКАТ МЕТАНАРРАЦИЙ (или закат больших нарраций) - парадигмальное основоположение постмодернистской философии, заключающееся в отказе от фиксации приоритетных форм описания и объяснения наряду с конституированием идеала организации знания в качестве вариабельного. Идея З.М. сформулирована Лиотаром (в фундаментальной для обоснования культурной программы постмодернизма работе Постмодернистское состояние: доклад о знании) на основе идей Хабермаса и Фуко о легитимации как механизме придания знанию статуса ортодоксии, - но определению Лиотара, легитимация есть процесс, посредством которого законодатель наделяется правом оглашать данный закон в качестве нормы. На основании дискурса легитимации в той или иной конкретной традиции оформляются, по Лиотару, большие нарраций (или метанаррации - см.- великие повествования), задающие своего рода семантическую рамку любых нарративных практик в контексте культуры. Джеймисон в аналогичном контексте говорит о доминантном повествовании или доминантном коде (как эпистемологических категориях), которые функционируют в соответствующей традиции как имплицитная и нерефлексируемая система координат, парадигмальная матрица, внутри которой коллективное сознание в рамках данного кода моделирует в социально символических актах не что иное, как культурно опосредованные артефакты. Лиотар определяет до-постмодернистскую культуру как культуру больших нарраций (метанарративов), как определенных социокультурных доминант, своего рода властных установок, задающих легитимизацию того или иного (но обязательно одного) типа рациональности и языка. К метанаррациям Лиотар относит новоевропейские идеи эмансипации и социального прогресса, гегелевскую диалектику духа, просветительскую трактовку знания как инструмента разрешения любых проблем и т.п. В противоположность этому культура эпохи постмодерна программно ориентирова- на на семантическую открытость существования (Батай), реализуемую посредством поиска нестабильностей (Лиотар), ликвидацией принципа идентичности (Клоссовски), парадигмальным отсутствием стабильности как на уровне средств (см. Симулякр) и организации (см. Ризома), так и на уровне семантики (см. Означивание). (Ср. с деконструкцией понятия стабильная система в современном естествознании: синергетика и теория катастроф Р. Тома.) Эпоха постмодерна - в его рефлексивной самооценке - это эпоха З.М., крушения метарассказов как принципа интегральной организации культуры и социальной жизни. Специфику постмодернистской культуры - с точки зрения характерной для нее организации знания - Лиотар усматривает в том, что в ее контексте большие повествования утратили свою убедительность, независимо от используемых способов унификации. Собственно, сам постмодерн может быть определен, по Лиотару, как недоверие к метаповествованиям, - современность характеризуется таким явлением, как разложение больших повествований или закат повествований. Дискурс легитимации сменяется дискурсивным плюрализмом; санкционированный культурной традицией (т.е. репрезентированный в принятом стиле мышления) тип рациональности - вариабельностью рациональностей, фундирующей языковые игры как альтернативу языку. - Великие повестования распадаются на мозаику локальных историй, в плюрализме которых каждая - не более чем одна из многих, ни одна из которых не претендует не только на приоритетность, но даже на предпочтительность. Само понятие метанаррация утрачивает ореол сакральности (единственности и избранности легитимированного канона), обретая совсем иное значение: метарассказ понимается как текст, построенный по принципу двойного кодирования (Ф.Джеймисон), что аналогично употреблению соответствующего термина у Эко: ирония как метаречевая игра, пересказ в квадрате. - Девальвированной оказывается любая (не только онтологически фун- дированная, но даже сугубо конвенциальная) универсальность: как пишет Лиотар, конценсус стал устаревшей и подозрительной ценностью. В условиях тотально семиотизированной и тотально хаотизированной культуры такая установка рефлексивно оценивается постмодернизмом как естественная: уже Батай отмечает, что затерявшись в ночи среди болтунов... нельзя не ненавидеть видимости света, идущей от болтовни. Постмодерн отвергает все метаповествования, все системы объяснения мира, заменяя их плюрализмом фрагментарного опыта (И.Хассан). Идеалом культурного творчества, стиля мышления и стиля жизни становится в постмодерне коллаж как условие возможности плюрального означивания бытия. Соответственно этому, - в отличие от эпохи метанарраций, - постмодерн - это, по определению Фуко, эпоха комментариев, которой мы принадлежим. Постмодерн осуществляет радикальный отказ от самой идеи конституирования традиции: ни одна из возможных форм рациональности, ни одна языковая игра, ни один нарратив не является претензией на основоположение приоритетной (в перспективе - нормативной и, наконец, единственно легитимной) метанарраций. В качестве единственной традиции, конституируемой постмодерном, может быть зафиксирована, по мысли Э.Джеллнера, традиция отказа от традиции. В отличие от модернизма, постмодернизм не борется с каноном, ибо в основе этой борьбы лежит имплицитная презумпция признания власти последнего, он даже не ниспровергает само понятие канона - он его игнорирует. Как отмечают З.Бауман, С.Лаш, Дж.Урри и др., универсальным принципом построения культуры постмодерна оказывается принцип плюрализма. В частности, как показано Б.Смартом, Ф.Фехером, А.Хеллером и др., если модернизм характеризовался евроцентристскими интенциями, то постмодернизм задает ориентацию на культурный полицентризм во всех его проявлениях. (В этом контексте реализует себя практически безграничный культурно-адаптационный потен- . циал постмодерна.) Таким образом, по Лиотару, эклектизм является нулевой степенью общей культуры: по радио слушают реггей, в кино смотрят вестерн, на ланч идут в McDonald‘s, на обед - в ресторан с местной кухней, употребляют парижские духи в Токио и носят одежду в стиле ретро в Гонконге. Коллаж превращается в постмодернизме из частного приема художественной техники (типа мерцизма К.Швиттерса в рамках дадаизма) в универсальный принцип построения культуры. Сосуществование в едином пространстве не только семантически несоединимых и аксиологически взаимоисключающих друг друга сколов различных культурных традиций порождает - в качестве своего рода аннигиляционного эффекта - невозможность единого зеркала мира, не допускающую, по мнению К.Лемерта, конституирования такой картины социальности, которая могла бы претендовать на статус новой метанарраций. По выражению Джеймисона, мы обитаем сейчас скорее в синхронном, чем в диахронном /мире/. В этом плане перманентное настоящее культуры постмодерна принципиально нелинейно: современная культурная прагматика описывается Лиотаром как монстр, образуемый переплетением различных сетей разнородных классов высказываний (денотативных, предписывающих, перформативных, технических, оценочных и т.д.). Нет никакого основания полагать, что возможно определить метапредложения, общие для всех этих языковых игр, или что временный консенсус... может охватить все метапредложения, регулирующие всю совокупность высказываний, циркулирующих в человеческом коллективе. По существу, наблюдаемый сегодня закат повествований легитимации... связан с отказом от этой веры. Апплицируясь на различные предметные области, концепция З.М. получает широкое рапространение и содержательное развитие. Так, швейцарский теолог Г.Кюнг, полагая, что история христианства (как и любой другой религии) может быть представлена как последовательная смена друг другом различных парадигм вероисповедания в рамках одного Символа веры, которые ставятся им в соответствие с метанаррациями (от иудео-христианской парадигмы раннего христианства - до просветительско-модернистской парадигмы либерального протестантизма). Современность в этом плане выступает для Г.Кюнга эпохой З.М.: по его словам, современная культура осуществляет во всех областях поворот от моноцентризма к полицентризму, - возникающий полицентристский мир демонстрирует радикальный плюрализм как в концептуальной, так и в аксиологической областях, что в контексте развития веры означает, что пришел конец гомогенной конфессиональной среде. С точки зрения Кюнга, это не только предполагает решение экуменистической проблемы внутри христианства и снятие межрелигиозных коллизий на основе максимальной открытости по отношению к другим религиозным традициям, но и означает... новый шанс для религии в смысле его адекватного места в культурном плюрализме мировоззренческих парадигм. Применительно к когнитивным стратегиям современной культуры идея З.М. инспирирует конституирование так называемой толерантной стратегии знания, или стратегии взаимности (mutuality), - в отличие от доминировавшей до этого в западной культуре жестко нон-конформистской стратегии противостояния (alterity). Дж.О‘Нийл определяет сущность постмодернизма именно посредством выявления присущей ему толерантной политики знания. - Со- гласно Дж.О‘Нийлу, в западной традиции последовательно реализовали себя две политики знания: политика альтернативности и политика множественности. - Если первая, развиваемая в качестве дисциплинарной, связывается им с неклассической философией от Парсонса до М.Вебера (включая марксизм), то вторая представлена именно постмодернизмом с его стратегической ориентацией на предполагающее плюрализм версий мироинтерпретацией взаимное значение. Таким образом, постулируя повествовательные стратегии в качестве основополагающих для современной культуры, философия постмодернизма генерирует идею программного плюрализма нарративных практик: постмодерн... понимается как состояние радикальной плюральности, а постмодернизм - как его концепция (В.Вельш). Если модернизм, по Т.Д‘ану, в значительной степени обосновывался авторитетом метаповествований, намереваясь с их помощью обрести утешение перед лицом разверзшегося хаоса нигилизма, то постмодерн в своей стратегической коллажности, программной нестабильности и фундаментальной иронии основан на отказе от самообмана, от ложного постулирования возможности выразить в конечности индивидуальности усилия семантическую бесконечность сущности бытия, ибо не хочет утешаться консенсусом, но открыто и честно ищет новые способы изображения... чтобы с еще большей остротой передать ощущение того, чего нельзя представить (Лиотар), однако различные оттенки чего можно высказать и означить в множащихся нарративах. Базисным идеалом описания и объяснения действительности выступает для постмодерна идеал принципиального программного плюрализма, фундированный идеей З.М. М.А. Можейко
на заглавную 10 самыхСловари к началу страницы
© 2015 XHTML | CSS
1.8.11